Правила взвешивания грузовых автомобилей являются неотъемлемой частью программы государственного надзора за эксплуатацией российских дорог.
Надзор осуществляется уполномоченными органами (Ространснадзор и Госавтоинспекция) и его основная цель, - следить чтобы большегрузные и крупногабаритные транспортные средства не перегружали дорожное полотно. Посты весового контроля на российских дорогах общего пользования работают на основании и в соответствии с ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения».
На текущий момент, основные положения габаритно-весового надзора за транспортными средствами сформулированы в № 127-ФЗ и в Приказе Минтранспорта РФ № 125 от 27.04.2011. В этих документах дается расшифровка основных терминов и ключевых понятий, касающихся правил взвешивания грузовых автомобилей, а также указаны параметры и нормативы данных взвешиваний. Кроме того, в тексте документов установлены меры ответственности субъектов за нарушения нормативных правил.
Контролировать вес и размер тяжеловесного и крупногабаритного транспорта на федеральных и региональных трассах считается обязанностью Ространснадзора и Госавтоинспекции. А вот за частные дороги отвечают органы исполнительной власти и собственник.
Вышеобозначенные органы могут обязать водителя транспортного средства пройти процедуру взвешивания. Решение о проверке автомобиля на стационарном пункте контроля может быть принято на основании данных автоматизированных систем контроля транспорта в движении. На контрольном пункте водитель может проверить вес и габариты грузовика по собственной инициативе. Согласно правилам, сотрудники весового пункта проводят следующие процедуры:
- взвешивание и измерение габаритов транспортных средств
- составление акта по результатам проведенных замеров
- сверка весовых параметров транспортного средства с разрешенными нормативами, установленными на территории РФ, а также сверка задокументированного маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства
Согласно действующему законодательству, процедура проверки не может превышать 20 минут, 10 из которых отведена на взвешивание и 10 - на оформление документов.
Порядок взвешивания сводится к следущему:
- водитель и пассажиры покидают транспортное средство
- задняя ось автомобиля должна находиться не ближе 0.3 метра от края весовой платформы
- двигатель автомобиля должен быть заглушен
- взвешиваемый автомобиль должне полностью находиться на весовой платформы (если для автопоезда нет возможности полного одновременного заезда на платформу, допускается отдельное взвешивание тягача и прицепа)
Любые административные процедуры, произведенные в рамках такого контроля, могут быть обжалованы перевозчиком: как в Ространснадзоре, так и в общем порядке, в суде.